Содержание программы

Занятие №1 «Все о родах», часть 1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

Вопросы, обсуждаемые с акушером – гинекологом

  • Важная подготовительная работа организма перед родами (опускание живота, схватки-предвестники, отхождение слизистой пробки)
  • Предвестники родовой деятельности, признаки начала родов
  • Откуда в родах боль, боль физиологическая и патологическая - как суметь отличить
  • Медикаментозное обезболивание родов
  • Почему важно дождаться естественного начала родов?
  • Вопросы врачу принимающему роды, о чем договориться заранее
  • Когда ехать в роддом при первой и повторной беременности
  • Содержимое сумки на роды
  • Чем еще необходимо запастись и взять с собой в роддом
  • Мероприятия приемного покоя
  • Условия нахождения в предродовом отделении
  • Какие вопросы еще необходимо задать врачу
  • Физиология первого периода родов - периода раскрытия

Вопросы, обсуждаемые с психологом

  • Психологические предвестники родов
  • Как готовится к родам малыш, чувствует ли он болевые ощущения во время родов - физиологические закономерности
  • Как правильно должна вести себя мама в третьем триместре беременности, чтобы роды прошли более комфортно для нее и малыша
  • Формирование стрессоустойчивости у малыша до родов, как помощь в родах
  • Дыхательная гимнастика: виды дыхательной гимнастики – подготовка к дыханию в родах
  • Расслабление: теория, основы, подготовка

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: сеанс мышечной релаксации (обучение концентрации внимания на расслабленных и напряженных мышцах, знакомство с правилами проведения релаксации, умение ощущать расслабление, снятие мышечных зажимов)

Занятие №2 «Все о родах», часть 2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

Вопросы, обсуждаемые с врачом акушером-гинекологом

  • Физиология второго и третьего периода родов
  • Профилактика разрывов промежности
  • Влияние медикаментозного обезболивания на состояние женщины и малыша в родах
  • Как вести себя во время потужного периода
  • Когда перерезать пуповину?
  • Рождение и осмотр плаценты
  • Ранний послеродовой период: мероприятия, относительно женщины в роддоме, границы послеродового периода, когда выписывают из роддома;
  • Как восстанавливается организм женщины
  • Рекомендации акушера-гинеколога по послеродовому восстановлению;
  • Профилактика осложнений
  • Порядок выписки из роддома
  • Первый визит к врачу после родов (когда он необходим и что включает в себя)
  • Сексуальные отношения в раннем послеродовом периоде

Вопросы, обсуждаемые с психологом:

  • Состояние в родах: в начале первого периода, при ощутимых и интенсивных схватках, во втором периоде, сразу после родов
  • Индивидуальные формы переживания и поведения в родах
  • Чем можно помочь себе и ребенку в родах - преодоление стресса
  • Психологическая работа с болью (методы и способы ослабить болевые ощущения)
  • Позитивный настрой на предстоящие роды
  • Аффирмации (настрой и внушение желаемого результата) во время беременности и родов
  • Формирование доминанты материнства, как залог успешных родов; Важность прикладывания ребенка к груди в родовом зале, психологическая значимость

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: дыхание (виды, используемые в родах), аутогенная релаксация (тренировка)

Занятие № 3 «Репетиция родов»

Большая часть занятия ПРАКТИЧЕСКАЯ

  • Соединение теоретического материала двух предыдущих занятий и отработка практических навыков дыхания и поведения в родах
  • Способы самопомощи в родах
  • Как справится с эмоциональным напряжением в родах
  • Типы дыхания, используемые в родовой деятельности
  • Как экономить и распределять силы во время родов
  • Позы первого периода родов
  • Виды дыхания в родах и целесообразность применения в разные периоды родовой деятельности
  • Отработка связки: расслабление тела - правильное дыхание, репетиция с каждой участницей
  • Как вести себя во время схваток, между схватками
  • Работа с характерными страхами, перед предстоящими родами

Занятие №4 «Новорожденный: особенности физиологии и ухода в первые недели жизни»

  • малыш после рождения: внешний вид, оценка состояния; особенности ухода в первые дни после рождения
  • патронаж на дому: осмотр врача-педиатра
  • здоровье новорожденного: физиологическая зрелость, особенности адаптационного периода, прибавки веса, работа ЖКТ
  • аптечка для малыша
  • туалет новорожденного: уход за пупком, кожей, глазами, носом, половыми органами
  • экстренная помощь малышу в особых ситуациях, состояния, при которых нужна помощь врача
  • о прививках: современный подход к вакцинации

Занятие №5 «Уход и развитие малыша в первые месяцы жизни.

Молодая мама: послеродовое восстановление и освоение новой роли»

  • Особенности и этапы развития малыша. Адаптация. Рекомендации психолога
  • Основные навыки ухода за ребенком: утренний туалет, выбор и использование подгузников, пеленание и одевание, купание
  • Приданое для малыша: рекомендации по покупкам одежды, средств передвижения, аксессуаров, средств по уходу и т.п.
  • Сон и распорядок дня малыша
  • Взаимодействие с новорожденным: ношение на руках, налаживание контакта (тактильный, зрительный, речевой контакт), основы массажа
  • Послеродовый период: особенности физиологии и психологии молодой
  • мамы, восстановление после родов, освоение новой роли
  • Эмоциональные состояния женщины в раннем послеродовом периоде (что бывает в роддоме)
  • Послеродовая депрессия: что это, как ее распознать, как с ней справиться
  • Тайм-менеджмент для мамы: планирование времени и полезные советы
  • Грудной ребенок в семье: особенности новой жизни

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: отработка навыков пеленания, контакта и взаимодействия с ребенком (репетиция с обучающей куклой).

Занятие №6 «Грудное вскармливание»

  • Подготовка к грудному вскармливанию, уход за грудными железами во время беременности;
  • Строение молочной железы, физиология лактации;
  • Состав грудного молока; преимущества грудного вскармливания для малыша мамы
  • Организация грудного вскармливания: правила успеха
  • Профилактика возможных проблем: трещины сосков, лактостаз, мастит; когда нужен специалист;
  • Сроки введения прикорма и отлучения от груди – современный взгляд
  • Рацион кормящей матери
  • Белье и аксессуары для кормления грудью
  • Грудное вскармливание - мифы и реальность
  • Введение прикорма для малыша

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: отработка навыков прикладывания к груди, возможных поз для кормления малыша (репетиция с каждой участницей, с помощью обучающей куклы)

Занятие №7 «Программа развития и психологического ухода за ребенком с рождения до года»

  • Психологические задачи и особенности первого года жизни
  • Основные этапы развития ребенка в первый год жизни
  • Потребности ребенка и правильное их удовлетворение родителями
  • Эмоциональное развитие и взаимодействие с малышом – формирование привязанностей
  • Физическое и психическое развитие малыша с рождения до года (нормы и показатели развития)
  • Развивающая среда (оформление и устройство детской комнаты) и развивающее взаимодействие с ребенком (правила общения);
  • Период «новорожденность» с 0-3 месяцев: сенсорные способности и познавательная активность, достижения ребенка в этот период, программа развивающего взаимодействия
  • Период «кризис новорожденности» с 3-х до 6(7) месяцев: сенсорные способности и познавательная активность, достижения ребенка в этот период, психологические особенности этого периода и правильное поведение родителей
  • Период «младенчество» с 6-12 месяцев: развитие и способности малыша; важные игры этого периода, рекомендации, учитывающие психологические особенности ребенка на этом этапе
  • Рекомендации в выборе игрушек (с рождения до года)
  • Кризис первого года жизни
  • Темы и количество занятий этой программы всегда остаются неизменными, может меняться порядок проведения занятий.