Содержание программы
Занятие №1 «Все о родах», часть 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Вопросы, обсуждаемые с акушером – гинекологом
- Важная подготовительная работа организма перед родами (опускание живота, схватки-предвестники, отхождение слизистой пробки)
- Предвестники родовой деятельности, признаки начала родов
- Откуда в родах боль, боль физиологическая и патологическая - как суметь отличить
- Медикаментозное обезболивание родов
- Почему важно дождаться естественного начала родов?
- Вопросы врачу принимающему роды, о чем договориться заранее
- Когда ехать в роддом при первой и повторной беременности
- Содержимое сумки на роды
- Чем еще необходимо запастись и взять с собой в роддом
- Мероприятия приемного покоя
- Условия нахождения в предродовом отделении
- Какие вопросы еще необходимо задать врачу
- Физиология первого периода родов - периода раскрытия
Вопросы, обсуждаемые с психологом
- Психологические предвестники родов
- Как готовится к родам малыш, чувствует ли он болевые ощущения во время родов - физиологические закономерности
- Как правильно должна вести себя мама в третьем триместре беременности, чтобы роды прошли более комфортно для нее и малыша
- Формирование стрессоустойчивости у малыша до родов, как помощь в родах
- Дыхательная гимнастика: виды дыхательной гимнастики – подготовка к дыханию в родах
- Расслабление: теория, основы, подготовка
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: сеанс мышечной релаксации (обучение концентрации внимания на расслабленных и напряженных мышцах, знакомство с правилами проведения релаксации, умение ощущать расслабление, снятие мышечных зажимов)
Занятие №2 «Все о родах», часть 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Вопросы, обсуждаемые с врачом акушером-гинекологом
- Физиология второго и третьего периода родов
- Профилактика разрывов промежности
- Влияние медикаментозного обезболивания на состояние женщины и малыша в родах
- Как вести себя во время потужного периода
- Когда перерезать пуповину?
- Рождение и осмотр плаценты
- Ранний послеродовой период: мероприятия, относительно женщины в роддоме, границы послеродового периода, когда выписывают из роддома;
- Как восстанавливается организм женщины
- Рекомендации акушера-гинеколога по послеродовому восстановлению;
- Профилактика осложнений
- Порядок выписки из роддома
- Первый визит к врачу после родов (когда он необходим и что включает в себя)
- Сексуальные отношения в раннем послеродовом периоде
Вопросы, обсуждаемые с психологом:
- Состояние в родах: в начале первого периода, при ощутимых и интенсивных схватках, во втором периоде, сразу после родов
- Индивидуальные формы переживания и поведения в родах
- Чем можно помочь себе и ребенку в родах - преодоление стресса
- Психологическая работа с болью (методы и способы ослабить болевые ощущения)
- Позитивный настрой на предстоящие роды
- Аффирмации (настрой и внушение желаемого результата) во время беременности и родов
- Формирование доминанты материнства, как залог успешных родов; Важность прикладывания ребенка к груди в родовом зале, психологическая значимость
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: дыхание (виды, используемые в родах), аутогенная релаксация (тренировка)
Занятие № 3 «Репетиция родов»
Большая часть занятия ПРАКТИЧЕСКАЯ
- Соединение теоретического материала двух предыдущих занятий и отработка практических навыков дыхания и поведения в родах
- Способы самопомощи в родах
- Как справится с эмоциональным напряжением в родах
- Типы дыхания, используемые в родовой деятельности
- Как экономить и распределять силы во время родов
- Позы первого периода родов
- Виды дыхания в родах и целесообразность применения в разные периоды родовой деятельности
- Отработка связки: расслабление тела - правильное дыхание, репетиция с каждой участницей
- Как вести себя во время схваток, между схватками
- Работа с характерными страхами, перед предстоящими родами
Занятие №4 «Новорожденный: особенности физиологии и ухода в первые недели жизни»
- малыш после рождения: внешний вид, оценка состояния; особенности ухода в первые дни после рождения
- патронаж на дому: осмотр врача-педиатра
- здоровье новорожденного: физиологическая зрелость, особенности адаптационного периода, прибавки веса, работа ЖКТ
- аптечка для малыша
- туалет новорожденного: уход за пупком, кожей, глазами, носом, половыми органами
- экстренная помощь малышу в особых ситуациях, состояния, при которых нужна помощь врача
- о прививках: современный подход к вакцинации
Занятие №5 «Уход и развитие малыша в первые месяцы жизни.
Молодая мама: послеродовое восстановление и освоение новой роли»
- Особенности и этапы развития малыша. Адаптация. Рекомендации психолога
- Основные навыки ухода за ребенком: утренний туалет, выбор и использование подгузников, пеленание и одевание, купание
- Приданое для малыша: рекомендации по покупкам одежды, средств передвижения, аксессуаров, средств по уходу и т.п.
- Сон и распорядок дня малыша
- Взаимодействие с новорожденным: ношение на руках, налаживание контакта (тактильный, зрительный, речевой контакт), основы массажа
- Послеродовый период: особенности физиологии и психологии молодой
- мамы, восстановление после родов, освоение новой роли
- Эмоциональные состояния женщины в раннем послеродовом периоде (что бывает в роддоме)
- Послеродовая депрессия: что это, как ее распознать, как с ней справиться
- Тайм-менеджмент для мамы: планирование времени и полезные советы
- Грудной ребенок в семье: особенности новой жизни
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: отработка навыков пеленания, контакта и взаимодействия с ребенком (репетиция с обучающей куклой).
Занятие №6 «Грудное вскармливание»
- Подготовка к грудному вскармливанию, уход за грудными железами во время беременности;
- Строение молочной железы, физиология лактации;
- Состав грудного молока; преимущества грудного вскармливания для малыша мамы
- Организация грудного вскармливания: правила успеха
- Профилактика возможных проблем: трещины сосков, лактостаз, мастит; когда нужен специалист;
- Сроки введения прикорма и отлучения от груди – современный взгляд
- Рацион кормящей матери
- Белье и аксессуары для кормления грудью
- Грудное вскармливание - мифы и реальность
- Введение прикорма для малыша
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: отработка навыков прикладывания к груди, возможных поз для кормления малыша (репетиция с каждой участницей, с помощью обучающей куклы)
Занятие №7 «Программа развития и психологического ухода за ребенком с рождения до года»
- Психологические задачи и особенности первого года жизни
- Основные этапы развития ребенка в первый год жизни
- Потребности ребенка и правильное их удовлетворение родителями
- Эмоциональное развитие и взаимодействие с малышом – формирование привязанностей
- Физическое и психическое развитие малыша с рождения до года (нормы и показатели развития)
- Развивающая среда (оформление и устройство детской комнаты) и развивающее взаимодействие с ребенком (правила общения);
- Период «новорожденность» с 0-3 месяцев: сенсорные способности и познавательная активность, достижения ребенка в этот период, программа развивающего взаимодействия
- Период «кризис новорожденности» с 3-х до 6(7) месяцев: сенсорные способности и познавательная активность, достижения ребенка в этот период, психологические особенности этого периода и правильное поведение родителей
- Период «младенчество» с 6-12 месяцев: развитие и способности малыша; важные игры этого периода, рекомендации, учитывающие психологические особенности ребенка на этом этапе
- Рекомендации в выборе игрушек (с рождения до года)
- Кризис первого года жизни
- Темы и количество занятий этой программы всегда остаются неизменными, может меняться порядок проведения занятий.