Развитие речи ребенка

За первые годы своего существования малыш проходит огромный путь в развитии. Именно в это время активно развивается звуковая сторона речи, накапливается словарный запас, развивается грамматический строй речи.

Развитию речи малыша в этот период необходимо уделять особое внимание. С этим процессом связано формирование восприятия окружающего мира, памяти, мыслительных процессов. Отставание в развитии речи впоследствии может привести к сложностям в школьном обучении. Как же развивается речь малыша, и какова в этом процессе роль родителей?

Благодаря тому, что все мы постоянно пользуемся родным языком, ребенок начинает овладевать речью еще до рождения (ведь новорожденные дети умеют отличать речь от любых других звуков окружающей среды, отдают предпочтение голосу матери и очень быстро «обучаются» живо и адекватно реагировать) и совершенствуют свои речевые навыки всю жизнь. Важно предоставить малышу возможность слушать речь взрослого и разговаривать самому.

Родители должны знать несколько правил, которые помогают создать для ребенка необходимую языковую среду:

  • говорите с ребенком четко, не коверкая звуки («ти мой пусенька, мусенька», «ты моя шлаткая»). Избегайте «сюсюканья», резких интонаций.
  • разговаривайте медленно и четко, выделяя голосом слова, которые хотите помочь ребенку запомнить.
  • улыбайтесь малышу, используйте ласковые слова. Говорите с ребенком о том, что происходит в данный момент времени. Называйте малышу не только предметы, но и действия совершаемые с ними.
  • используйте комментирующую речь, например: «Посмотри! - это часы, они круглые. Послушай, они тикают», «Сейчас мама возьмет тарелку, ложку, посадит тебя на стульчик и Катенька будет кушать», «Это птичка на окне сидит, она кушает хлеб». Говорите достаточно громко, следите за правильностью своего произношения.
  • не говорите за ребенка, чаще просите его выразить свои желания звуками, а не только жестами.
  • подхватывайте слова малыша и вступайте с ним в «диалог». Поощряйте малыша брать на себя инициативу в разговоре и получать от этого удовольствие.
  • используйте прием «дополнения и развития мысли». Например, когда малыш начинает говорить отдельные слова («Ав!», указывая на собаку), взрослый должен дополнить сказанное («Да, это собака, она говорит «Ав»). Это стимулирует развитие фразовой речи у ребенка в будущем.
  • используйте специальные речевые игры («Сорока-сорока», «Гуси-гуси», «Каравай-каравай») или короткие стихи. Малыш легко запоминает короткий стихотворный ряд. Взрослый, читая несколько раз все стихотворение, далее специально пропускает последнее рифмованное слово, чтобы ребенок его озвучил. Взрослый говорит: «Гуси-гуси» (пауза), ребенок: «га-га-га» и т.д.
  • в более старшем возрасте учите с детьми стихи. Устраивайте соревнования по декламированию, показу стихотворения в лицах.
  • стимулируйте ребенка пересказывать другим людям (папе, бабушке) эмоционально значимые для него, запомнившиеся события, случившиеся в течение дня. «Петенька! Давай расскажем папе о том, каких красивых птичек мы сегодня видели!». Поощряйте попытки ребенка рассказать самостоятельно, повторяйте и дополняйте сформулированные им фразы. Чем младше ребенок, тем ближе к моменту событий должен быть пересказ.
  • задавайте ребенку вопросы о содержании увиденного спектакля, мультфильма. Помогайте ему выстраивать сюжетную линию своими подробными наводящими вопросами: «Кого зайка встретил в лесу?», «А что было потом?», «А кто помог зайке?».
  • с самого раннего возраста уделяйте внимание развитию рук ребенка. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Играйте в «пальчиковые игры», а так же, чаще разминайте и поглаживайте пальчики, ладошки ребенка. Такие игры совершенствуют не только ловкость и точность движений, но и улучшают речь, а также внимание и память малыша.

Всегда помните, что процесс развития речи должен быть слит с игрой и эмоциональным общением с ребенком. Именно активный интерес взрослого к рассказу малыша и обоюдная радость от этого процесса формируют необходимые условия для развития. И не забывайте, что дети знают и понимают гораздо больше слов, чем произносят.